Собирать деньги силами старших подъезда, или прочих не профессионально занимающихся людей, очень обременительно для них. Кроме того, вы рано или поздно будите иметь проблемы с Налоговой инспекцией, из-за того, что старшие подъезда не будут давать чеки. Присылать людям квитанции на оплату в Сбербанк тоже хорошего мало – это обременительно для людей. Помните, что любые затруднения, которые вы создаёте для людей как во время установки, так и при последующем обслуживании уменьшают ваши шансы преуспеть, развиться, выиграть конкурентную борьбу. Даже в тех подъездах где вы уже установили свои домофоны, вы постоянно рискуете потерять и их. Вы ни коим образом не сможете отнять у людей законное право отказаться от ваших услуг (если только вы не являетесь владельцем дома

). Наиболее удобным для людей является способ, когда они платят абонентскую плату за домофон, вместе с прочими коммунальными услугами... ещё можно придумать способы безналичных расчётов (современные финансовые технологии очень разнообразны), но это уже индивидуально. Возможно применить способ оплаты через электронные терминалы (через которые платят за сотовую связь и т.п.) Из числа удобных как людям так и вам способов есть и такой, когда касса по оплате абонентской располагается прямо в офисе вашей компании – такой способ применяется, если известно что у большинства людей имеются большие долги за коммунальные услуги, или если сторонние финансово-расчётные организации «просят» слишком большой процент. В случае если конкретным домом управляет ТСЖ или ЖСК – возможен сбор абонентской платы их силами, а уже с вами они могут рассчитываться по безналу (касса и чеки уже их проблема, к кооперативам и требования мягче). Очень удобно для людей когда вы предлагаете на выбор несколько вариантов оплаты. В общем всё зависит ещё и от масштабов вашей компании, а её рост зависит как я уже говорил от уровня сервиса. В качестве санкций против неплательщиков обычно применяется отключение (блокировка вызова) их трубки. Вы, конечно, можете, например, стереть их ключи из памяти домофона, но это чревато разборками в судебном порядке, с большой вероятностью проигрыша вашей стороны. Дело в том, что если вы лишите людей возможности открыть дверь ключом или индивидуальным кодом (кстати не забывайте что всё многоквартирное оборудование Vizit имеет возможность открытия не только ключом но и кодами, которые можно выключить а можно и назначить.), вы блокируете возможность доступа в их собственное жилище, что противозаконно. Для профилактики долгов по абонентской плате можно ввести штраф за повторное включение. Ещё кстати, подумайте, на каких (приемлемых как вам так и абонентам) условиях вы будете осуществлять ремонт домофонной системы в случае хищения оборудования, вандальных действий или нарушения работы в результате некорректного вмешательства жильцов (например, весьма частые случаи переполюсовки УКП – люди делают ремонт, переносят или временно демонтируют трубку а после не подумав подключают неправильно, даже если провода будут разных цветов и вы предупредите их об этом это не даёт 100% гарантии, что такого не случится; отсутствие или даже замыкание провода трубки не причинит вреда всей системе, а вот одна переполюсовка может нарушить работу всей системы, будут глюки, про которые можите прочитать на этом форуме) – в договоре необходимо однозначно расписать в каком порядке решаются подобные проблемы. В ваших интересах сделать условия достаточно мягкими – например, перенос или установка трубки на дальнем расстоянии от двери в квартиру возможна, но за определённую плату небольшую, но и не столь маленькую чтобы люди этим злоупотребляли (желательно в договоре на установку указать максимальное расстояние, на котором устанавливается трубка от двери за стандартную стоимость, потому как у абсолютного большинства это расстояние будет небольшим). Тоже самое в случае хищения или вандальных действий – но тут надо поступать осторожно, т.к. вам платят абонентскую плату и обычно она должна компенсировать и такие случаи. Зато некоторые фирмы поступают иначе – они обещают скидку на абонентскую плату при условии отсутствия краж или вандализма по отношению к домофону в течении какого-то срока. Это тоже защита от злоупотребления условиями договора. Запрещать такие действия как перенос трубки внутри квартиры силами абонентов, или даже самовольное подключение к домофону (установка трубки) – не стоит! Зачем вам лишняя работа, если её люди желают сделать сами? Надо только поставить им условие что они всё сделают корректно, обеспечить им бесплатную консультацию по техническим вопросам на территории вашей компании – пускай делают, если сделают не правильно, вы только выиграете вы будите вправе не только взять деньги за работу, но и штраф за некорректное вмешательство в домофонную систему, и плюс к этому люди в следующий раз возможно будут менее решительны делать это своими силами, возможно и знакомых отговорят… В случае с несанкционированным подключением, предложите 2 варианта или отключение, или штраф + заключение договора на обслуживание, а далее абонентская плата. Кстати, когда делаете монтаж всей системы, предусматривайте оборудование на всё количество квартир, а не только на те, что согласятся на трубку, это неизбежно, почти всегда находятся «отказники», но и они со временем могут надумать поставить, и хозяева квартиры могут поменяться, если не предусмотреть резервы на все квартиры – потом больше проблем будет.
Вернусь к проблеме ухода подъездов и надеюсь вам повезёт с конкуренцией – прихода чужих подъездов. Тут очень важно грамотно составить договор, так чтобы в случае ухода вы не оказались в убытке – чтобы не оставалось долгов по абонентской плате, обговорить в договоре как в случае ухода поступать с оборудованием – либо подъезд или фирма, к которой подъезд уходит должен выкупить оборудование (по хорошему с учётом амортизации, в тоже время, беря абонентскую плату, вы должны компенсировать ею расходы на амортизацию…), либо вы его демонтируете, думаю даже законно будет потребовать в договоре оплаты работ по демонтажу (это типа в качестве неустойки), указать в договоре сроки подачи заявления, сроки процесса расторжения договора. Точно также нужно составить договор на взятие чужого или брошенного подъезда – оговорить там, что вы берёте либо полностью исправную домофонную систему (в чём вам должны предоставить возможность убедится), либо оговорить и документально оформить все затраты на приведение системы к надлежащему состоянию, выставив на этом основании счёт на единовременную оплату. Брать или нет домофонную систему отличную от тех которые вы ставите обычно (например не Vizit, или Vizit не той модели что вы используете обычно) – вопрос спорный т.к. есть риск иметь технические проблемы столкнувшись с незнакомой системой, с отсутствием запасных частей (хотя часто можно приспособить части одной марки системы к другой но не всегда, и не всегда это даёт хорошие результаты), в тоже время это возможность получить ещё один подъезд, и идти по пути укрупнения вашей компании, а у большой компании, как известно, большие возможности. Наверное, правильным будет решение брать системы с незнакомым оборудованием, если они не требуют сложного ремонта и замены большого количества элементов, а в последствии стремится поменять оборудование на привычное вам в порядке «апгрейда» за счёт амортизационных отчислений. Вот только приобретать непривычное оборудование нужно избегать т.к. невозможно будет вырваться из этого круга. А заниматься широким спектром марок оборудования и моделей – во всех случаях жизни ущербно (промышленность Советского Союза отставала всегда из-за того что даже внутри страны, каждый для своих нужд пытался заниматься всем подряд, не говоря уже об использовании лучших мировых образцов – в результате отдельные вещи никто не мог делать хорошо). Постарайтесь выработать «классический» для себя набор оборудования, и увеличивать номенклатуру применяемых блоков только по необходимости и с ростом своей компании, при этом помните что… к примеру все трубки УКП внутри устроены одинаково, и можно смело предлагать весь ассортимент имеющийся у поставщиков – большой ассортимент предлагаемых вами УКП привлекателен для людей при заключении договора, и некоторые не очень честные компании даже словесно обещают едва ли не любые вообразимые трубки, имея реально не более 2 вариантов. А иметь репутацию абсолютно честной и справедливой организации (в лице её сотрудников, прежде всего) куда более перспективно, чем привлечение отдельных людей любыми способами.
Что касается трудностей на первых порах, то тут думаю всё естественно и банально: стартовый капитал, правильный выбор юридической формы организации, лицензии (первостепенной важности и менее важные), подбор коллектива – как обычно, весьма желательно с первых дней подбирать весь коллектив на длительное сотрудничество, потому, что продолжать или иметь дело с чужой работой новому человеку всегда сложно и невольно сказывается на производительности и качестве работы, а в небольшой организации это имеет повышенное значение, т.к. там чаще всего нет людей, занимающихся совершенно одинаковой работой, и способных помочь новым сотрудникам, оборудование, как я уже говорил лучше ставить одинаковое или по меньшей мере взаимозаменяемое, нужно как можно быстрее организовать ремонтную базу, чтобы ехать по заявке на неисправность с запасными исправными блоками и оперативно менять, а не ездить по десять раз сначала просто, потом за одним, за другим… В случае обнаружения сильно повреждённых узлов, желательно осмотреть остальные блоки, т.к. не редки случаи, когда после замены вышедшего из строя блока, очень скоро обнаруживается «мёртвым» новый исправный блок поставленный взамен, но неисправности в других блоках приводящие к такому эффекту чаще всего обнаруживаются при визуальном осмотре плат (там где они легко доступны – БУД, БК) и внимательной проверки рабтоспособности системы, включая обзвон всех трубок, если их не слишком много для обзвона не обязателен ответ абонентов, достаточно успешной подачи звонка, а не сигнала ошибки…
Программатор… нет он совершенно не обязателен он только лишь повышает удобство работы – как писалось на форуме другого производителя домофонов, «очень удобно сидеть зимой в мороз у себя в машине и с комфортом записывать ключи с ноутбуком», кроме того программатор позволяет избавить от работы по записи одних и тех же ключей в несколько БУД (БВД) установленных на входах одного подъезда с несколькими входами, может оказаться полезным при разгадке непонятных глюков похожих на ошибочные программные настройки, т.к. позволяет наглядно увидеть настройки и базу ключей. На счёт записи ключей в тепле… в принципе можно записать у себя в конторе на стенде и взять с собой микросхему памяти…
З.Ы. Мои советы не притендуют на истенное руководство к действию и лишь отражают мою личную точку зрения по затронутым темам, жду от остальных участников форума возражения и замечания - с некоторыми я наверняка соглашусь.